USD 0% EUR 0% CNY 0% BTC 0.02%
92.28 98.764 12.735 63782.837

Путин сошлёт ЖД в Сибирь. Сеть РЖД может прирасти новой Северо-Сибирской железной дорогой

Ссылка на источник: https://vgudok.com/lenta/putin-soshlyot-zhd-v-sibir-set-rzhd-mozhet-prirasti-novoy-severo-sibirskoy-zheleznoy-dorogoy

«Российские железные дороги» прирастут новой магистралью. По распоряжению президента РФ Владимира Путина будет проработан проект Северо-Сибирской ЖД. Новая дорога станет связующим звеном между Транссибом, Северным морским путём (СМП) и погранпереходами с Китаем. Она должна разгрузить БАМ, обеспечить дополнительные экспортные коридоры через регионы Сибири и улучшить подвоз грузов к арктическим портам.

Северо-Сибирская дорога должна взять на себя часть грузового потока, в том числе ускорить вывоз кузбасского угля. По предварительным оценкам, одна из веток будущей магистрали будет вести в Арктику, сейчас рассматриваются выход на берега Обской губы в Ямбурге или в порту Сабетта. Другую ветку дороги планируется вывести к Китаю через территорию сибирских регионов.

«Это увеличение грузовой базы и обеспечение вывоза в будущем разрабатываемых месторождений вдоль БАМа. Для этого нужен дублирующий ход. Севсиб как раз им и будет.

Он начинается с Байкало-Амурской магистрали, идёт севернее Тайшета, упирается в Нижневартовск и далее на Сургут.

Далее он должен сопрягаться со вторым проектом, это Северный широтный ход. Тем самым сокращается расстояние на треть, а где-то наполовину — для грузов, которые будут идти с БАМа на северные порты», — пояснил vgudok.com президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.

Но не единым углём богата Русь-матушка. По новой магистрали должны повезти и щебень, и древесину. Никуда не денутся и контейнеры. Инфраструктура, тем более железнодорожная, не окупаема почти никогда, а в условиях Сибири и Арктики тем более. Поэтому данный вопрос даже не стоит принимать во внимание. Нужно оценивать разумность и общественную полезность создаваемых объектов, рассказал vgudok.com экономист, автор Telegram-канала @angrybonds Дмитрий Адамидов.

«Грузовой базы сейчас там по понятным причинам нет, но она может появиться в будущем, если предпосылки, заложенные в концепцию проекта, окажутся верными. Основную часть средств на строительство, так или иначе, даст государство, но в какой форме это будет: прямые инвестиции, концессия, ГЧП — это мы скоро узнаем», — полагает эксперт.

В Северо-Сибирском регионе есть определённый дефицит по количеству железнодорожных путей, которые соединяют города между собой. И это также касается тех районов, в которых добывают полезные ископаемые. Соответственно, есть населённые пункты, до которых до сих пор добраться большая проблема. По сути, единственным способом является вертолётная доставка, или же самолётом, там, где есть взлётно-посадочная полоса.

А значит, Севсиб позволит улучшить логистику и доступность таких точек не только для грузов, но и для людей, рассказал vgudok.com председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

«Для транспортировки грузов, для повышения уровня комфортности стоит реализовывать подобные проекты. В том числе это оперативная доставка ресурсов, которые имеют отношение к отоплению, также доставка продуктов питания. Логистика пассажиров значительно снизится в стоимости, поскольку сейчас субсидирование перелётов на удалённые территории — дорогостоящее удовольствие», — говорит наш собеседник.

К проработке концепции, в том числе для расчёта экономического эффекта для населённых пунктов по ходу дороги, планируется привлечь РЖД, учёных РАН, а также Сибирский государственный университет путей сообщения. Им предстоит проработать грузовую базу для Северо-Сибирского хода.

«При этом можно рассматривать самые разные грузы, которые будут перевозить по этой магистрали. Возможны какие-то транзитные. Кроме того, естественно, это уголь. Причём не только кемеровский, а северный, для них это будет дополнительный выход к морю.

Кроме того, Севсиб позволит разгрузить транзит по Западно-Сибирской дороге.

Мы сегодня видим, что возникают серьёзные ограничения по погрузке каменного угля на Западно-Сибирской железной дороге за счёт увеличения транзита. Севсиб может позволить весь транзит оттянуть на себя именно в пользу ЗСЖД. Это могут быть и чёрные металлы, руды, цветные металлы, возможно, бумага. Там номенклатура различная. Строительство северного транспортного коридора позволит увеличить объёмы разработки тех месторождений, которые там имеются и на данный момент законсервированы», — полагает Павел Иванкин.

Концепцию создания Северо-Сибирской железной дороги со всеми её транспортными узлами и выходами на основные магистрали должны представить летом 2024 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Об этом сообщил председатель исполнительного комитета участвующей в проработке проекта межрегиональной ассоциации регионов Сибирского федерального округа (СФО) «Сибирское соглашение» (МАСС) Геннадий Гусельников. По его словам, сейчас регионам СФО необходим другой путь, отличный от Транссиба.

«По всем расчётам, даже после завершения реконструкции Восточного полигона наши грузы в большом количестве не поместятся. Экономика Сибири заперта в своих пределах, а у нас все крупнотоннажные грузы — это зерно, удобрение и уголь, поэтому нам нужен выход на Северный морской путь», — отметил Гусельников.

При этом о стоимости Севсиба эксперты, опрошенные редакцией, пока не готовы даже предположения строить. Самые обтекаемые их прогнозы сводятся к «триллионам рублей». Профинансирует ли дорогу правительство, или же это будет государственно-частное партнёрство — пока неизвестно.

«Было бы логично привлечь к проекту частный бизнес. Вблизи Красноярска есть крупные металлургические заводы, по ходу Севсиба расположены предприятия Северстали, Газпрома, Лукойла, СУЭК. В конце концов, более короткое плечо доставки в Китай или прямой выход на Транссиб в том числе и в их экспортных интересах», — рассуждает собеседник vgudok.com на рынке перевозок.

Интересно, что идея прокладки Северо-Сибирской магистрали не нова. Строительство Севсиба разрабатывалось ещё в советские годы. По проектам тех лет дорога должна была соединить Ханты-Мансийский округ с БАМом.

При этом рассматривалось несколько вариантов прохождения пути, в том числе через ХМАО, Томскую область, Красноярский край и Иркутскую область. А в утверждённой в 2008 году стратегии развития железнодорожного транспорта России указывалось, что магистраль необходима для развития промышленной зоны в Нижнем Приангарье.